Недавно я выставляла фотки с ламинированными карточками PECS, и даже не подумала, что кто-то знать – не знает, что это за зверь такой.
Для тех, кто не в теме, я попробую объяснить своими словами, без терминов.
Вот представьте, что вы приехали в другую страну с чужим языком, и совсем ни слова не понимаете… Переводчика нет, интернет не работает, а жесты здесь означают совсем иное, чем в вашей стране. Как спросить дорогу? Как заказать еду в кафе? Как рассказать врачу, что у вас болит живот? Какие эмоции вы будете испытывать? Злость, тревогу, растерянность?
И вот в такой чужой стране, в растерянности живет очень много детей с ментальными нарушениями. У большинства – проблемы с восприятием речи и воспроизведением звуков, слов, предложений. То есть, вы говорите ребенку: «Я тебя люблю», а он слышит и понимает «Мапарустада».
Конечно, я утрирую, но смысл верный. И тут на помощь приходит альтернативная коммуникация – в данном случае как раз карточки PECS. С помощью таких карточек дети могут попросить желаемое, рассказать, где болит, пообщаться с другими людьми.
И это тоже не панацея, конечно. Есть дети со зрительными нарушениями, с сенсорными, с двигательными – и каждому нужно подбирать свой метод альтернативной коммуникации.