Давайте знакомиться! / Выпуск3

04.09.2020
Давайте знакомиться! / Выпуск3
«Наша задача – сделать так, чтобы дети не чувствовали себя инвалидами!», – герой нового выпуска рубрики “Давайте знакомиться” Владислав Евгеньевич Новиков.
Мы продолжаем разговор об инструкторах нашего центра и специфике их работы. Герой рубрики #Давайтезнакомиться Влад Новиков работает гидропедагогом в центре «Вера. Надежда. Любовь». Он считает, что именно вода обладает целительными свойствами и может помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья улучшить свое физическое и психологическое состояние.

О РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:
– Я занимаюсь с детьми с неврологическими заболеваниями в бассейне, – рассказывает Влад. – Поэтому, если говорить о цели, которую я перед собой ставлю, как гидропедагог, то, конечно, если есть возможность научить ребенка плавать, я делаю всё возможное, чтобы он поплыл. Если такой возможности нет, то я ставлю перед собой цель – улучшить как физическое состояние ребенка, так и психологическое. Так как вода расслабляет и влияет, как правило, позитивно на человека. В большинстве случаев вода нравится детям. Даже если ребята поначалу ее боятся, то потом в процессе занятий им начинает нравиться эта среда. Большинство детей, конечно, любят воду и бассейн. И естественно, к каждому ребенку ты ищешь индивидуальный подход. В нашем случае мы не можем брать ребенка и делать из него спортсмена. В задачи входит лечебная эффективность. Есть основная группа пациентов, так называемые «спастичные» дети, с ними я работаю на расслабление. То есть, я не пытаюсь их чем-то напрячь, это и не реально сделать, потому что, как правило, они очень зажаты и их сложно расслабить. В таком случае я делаю суставную гимнастику, где не напрягаю тело ребенка, а наоборот, расслабляю. В большинстве случаев это получается, потому что вода способствует этому. У нее есть целительные свойства, она положительно влияет на человека.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:
– У меня есть много подручных средств для плавания. Начиная нарукавниками, заканчивая всевозможными грузиками, кольцами, поясами, нудлами для плавания, ластами, мечами, игрушкам. С их помощью мне надо замотивировать ребенка, чтобы он хотел плавать, чтобы он начал что-то делать. Потому что заставить не входит в мои задачи. Мне надо, чтобы у него была мотивация. И этими средствами я добиваюсь такой мотивации. Если ребенок не умеет плавать, а в большинстве своем это так и происходит, я использую нарукавники или пояс, жилет.

В случае с детьми аутистами по-другому. Аутизм – заболевание больше психическое, нежели физическое. Тогда я использую метод провокации. Я провоцирую ребенка. Например, у меня есть пациент, который показывает свой характер: ничего не слушает и не хочет. К нему очень сложно найти подход. Когда он ко мне пришел, то просто лежал на воде в жилете. Ногами чуть-чуть подвигает, руками и на этом всё. Спустя несколько занятий я пришел к тому, что его надо провоцировать. И что начал делать? Допустим, он плавал на двух палках, я одну убрал и он начал притапливаться. Естественно у него появился страх, инстинкт самосохранения, и он начал шевелить ногами. Я это увидел и начал убирать палку. Да, у нас были крики. Но мы прошли этот период, он был недолгим, к счастью. И ребенок начал работать ногами в воде. А дальше больше: надел на него ласты – сейчас он у меня плавает. Пусть не горизонтально, как положено плыть. Но стоя и ногами, и руками работает. Он плавает, я добился этого. Его мама в восторге!

Этот случай о том, что бывают моменты, когда надо ребенка провоцировать, создавать ему стесненные обстоятельства, чтобы он начал что-то делать. Опять же надо смотреть на состояние конкретного ребенка. Если он не готов, то ты можешь его напугать, и он про бассейн больше и не вспомнит.

О ПОЛЬЗЕ:
– Я считаю, что мы не только помогаем таким детям встать на ноги, начать что-то делать в социуме, но и даем им понять, что они не инвалиды. Они и так инвалиды по медицинским показаниям, но если и мы будем делать акцент на этом, то они вообще не будут ни к чему стремиться. Пусть у них физически все плохо, но «внутри» они здоровы! Наша задача – не сделать их еще больше инвалидами, а вытащить из мира «инвалидности». Показать, что они могут это делать, что они сильные, показать, что они люди. И пусть ты, как профессионал, будешь понимать, что во многих случаях дети не встанут на ноги, но ты должен показать ему, что внутри он сильный. Мы ругаем родителей, что они многое делают за своих детей. Если вы помогаете взять что-то ребенку, вы ему помогаете «тонуть» в этой инвалидности. Да, это время, вы им жертвуете. Но пусть он сам тянется к этой игрушке и возьмет ее в руки сам. это важно сделать, чтобы дальше, идя по жизненному пути, не делать из этих детей инвалидов. Помимо того, что мы работаем с ними физически, мы должны воздействовать на психологию ребенка и дать ему понимание, что он не инвалид. Просто так получилось. Что теперь? Надо продолжать жить. Подача должна быть правильная, с мудростью. Наша задача – сделать так, чтобы дети не чувствовали себя инвалидами!

СОВЕТ:
– Советовать можно много. Я бы дал совет родителям по психологической работе с ребенком. Конечно, сложно говорить, когда у тебя у самого здоровые дети и невозможно пережить, что пережили родители этих детей. Но, как специалист, в качестве рекомендации в который раз говорю родителям: «Не делайте из детей еще больше инвалидов!». Потратьте лишнее время, но добейтесь того, чтобы ребенок делал что-то сам! У детей есть потенциал и таких много. В основном родители говорят, что у них на это нет времени. Им легче взять ребенка на руки и перенести его с одного места на другое.

Поэтому у меня два совета для родителей: добиваться того, чтобы ребенок делал все самостоятельно и второй момент – закаливание. Это очень важный момент. Не все родители это делают. Но ребенка необходимо закаливать. Потихоньку, сначала мочить ручки, ножки, потом доходить до обливания. Обливать детей прохладной водой нужно постоянно. Они будут меньше болеть, и результаты будут другие. Ведь если ребенок заболевает, он пропускает занятие. А это большой откат назад.